Человек может рассказать не только о свойствах объекта, но и об отношениях, в которых этот объект находится с другими объектами. Например:
«Иван – сын Андрея»;
«Эверест выше Эльбруса»;
«Вини-Пух дружит с Пятачком»;
«21 кратно 3»;
«Кострома такой же старинный город как и Москва»;
«Текстовый процессор входит в состав программного обеспечения компьютера».
В каждом из приведенных предложений выделено имя отношения, которое обозначает характер связи между двумя объектами.
Отношения могут существовать не только между двумя объектами, но и между объектом и множеством объектов, например:
«Диск является носителем информации»;
«Камчатка – это полуостров (является полуостровом)».
В каждом из этих предложений описано отношение «является элементом множества».
Отношение может связывать два множества объектов, например:
«Колеса входят в состав автомобилей»;
«Бабочки – это насекомые (являются разновидностью насекомых)».
Попарно связаны одним и тем же отношением могут
быть несколько объектов.
Соответствующее словесное описание может оказаться очень длинным, и тогда в нем трудно разобраться. Пусть про населенные пункты А, Б, В, Г, Д и Е известно, что некоторые из них соединены железной дорогой: населенный пункт А соединен железной дорогой с населенными пунктами В, Г и Е, населенный пункт Е – с населенными пунктами В, Г и Д.
Для большей наглядности имеющиеся связи («соединен железной дорогой») можно изобразить линиями на схеме отношений. Объекты на схеме отношений могут быть изображены кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д. (рис. 1).
Имена некоторых отношений изменяются, когда меняются местами имена объектов, например: «выше» – «ниже», «приходится отцом» – «приходится сыном». В этом случае направление отношения обозначают стрелкой на схеме отношений.
2Например, на рис. 2 каждая стрелка направлена от отца к его сыну и поэтому отражает отношение «приходится отцом», а не «приходится сыном», например: «Андрей приходится отцом Ивану».
Стрелки можно не использовать, если удается сформулировать и соблюсти правило взаимного расположения объектов на схеме. Например, если на рис. 2 имена детей всегда располагать ниже имени их отца, то можно обойтись без стрелок.
Такие отношения, как «приходится сыном», «соединен железной дорогой», «покупает», «лечит» и т. д. могут связывать только объекты некоторых видов. А в отношениях «входит в состав» и «является разновидностью» могут находиться любые объекты.
Коротко о главном
В сообщении об объекте могут быть приведены не только свойства данного объекта, но и отношения, которые связывают его с другими объектами. Имя отношения обозначает характер этой связи. Отношения могут связывать не только два объекта, но и объект с множеством объектов или два множества.
Любые отношения между объектами можно наглядно описать с помощью схемы отношений. Объекты на схеме отношений могут быть изображены кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д. Связи между объектами могут быть изображены линиями или стрелками.
Вопросы и задания
1. Назовите имя отношения в каждом приведенном предложении. Какое имя можно будет дать отношению, если имена объектов в предложении поменять местами? В каких парах имя отношения при этом не изменится?
а) Колобок поет песню Лисе. |
|
б) Конек-Горбунок помогает Ивану. |
|
в) В Москве есть Манежная площадь. |
|
г) Пилюлькин лечит Сиропчика. |
|
д) Страшила путешествует вместе с Элли. |
|
2. Для каждой пары объектов укажите соответствующее отношение. Выберите правильный ответ из следующих вариантов:
«входит в состав»;
«является разновидностью»;
«является элементом множества».
Пианино и музыкальный инструмент
Процессор и системный блок
Новосибирск и город
Лазерный диск и информационный носитель
Бабочка и насекомое
Восьмиклассник и ученик
Байкал и озеро
3. Какую связь отражает каждая схема отношений на рис. 3-7? Выберите правильный ответ из следующих вариантов:
• «является разновидностью»;
• «входит в состав»;
• «является условием (причиной)»;
• « предшествует».
3 |
6
4
5