Содержание1.2. 3. 4.5.6.7.8.

Объекты и их имена

 

 

 

 

Человек может рассказать не только о свойствах объекта, но и об отношениях, в которых этот объект находится с другими объектами. Например:

маркированный список

«Иван – сын Андрея»;

маркированный список

«Эверест выше Эльбруса»;

маркированный список

«Вини-Пух дружит с Пятачком»;

маркированный список

«21 кратно 3»;

маркированный список

«Кострома такой же старинный город как и Москва»;

маркированный список

«Текстовый процессор входит в состав программного обеспечения компьютера».

В каждом из приведенных предложений выделено имя отношения, которое обозначает характер связи между двумя объектами.

Отношения могут существовать не только между двумя объектами, но и между объектом и множеством объектов, например:

маркированный список

«Диск является носителем информации»;

маркированный список

«Камчатка – это полуостров (является полуостровом)».

В каждом из этих предложений описано отношение «является элементом множества».

Отношение может связывать два множества объектов, например:

маркированный список

«Колеса входят в состав автомобилей»;

маркированный список

«Бабочки – это насекомые (являются разновидностью насекомых)».

Попарно связаны одним и тем же отношением могут быть несколько объектов.

Соответствующее словесное описание может оказаться очень длинным, и тогда в нем трудно разобраться. Пусть про населенные пункты А, Б, В, Г, Д и Е известно, что некоторые из них соединены железной дорогой: населенный пункт А соединен железной дорогой с населенными пунктами В, Г и Е, населенный пункт Е – с населенными пунктами В, Г и Д.

Для большей наглядности имеющиеся связи («соединен железной дорогой») можно изобразить линиями на схеме отношений. Объекты на схеме отношений могут быть изображены кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д. (рис. 1).

Имена некоторых отношений изменяются, когда меняются местами имена объектов, например: «выше» – «ниже», «приходится отцом» – «приходится сыном». В этом случае направление отношения обозначают стрелкой на схеме отношений.

2

Например, на рис. 2 каждая стрелка направлена от отца к его сыну и поэтому отражает отношение «приходится отцом», а не «приходится сыном», например: «Андрей приходится отцом Ивану».

Стрелки можно не использовать, если удается сформулировать и соблюсти правило взаимного расположения объектов на схеме. Например, если на рис. 2 имена детей всегда располагать ниже имени их отца, то можно обойтись без стрелок.

Такие отношения, как «приходится сыном», «соединен железной дорогой», «покупает», «лечит» и т. д. могут связывать только объекты некоторых видов. А в отношениях «входит в состав» и «является разновидностью» могут находиться любые объекты.

Коротко о главном

В сообщении об объекте могут быть приведены не только свойства данного объекта, но и отношения, которые связывают его с другими объектами. Имя отношения обозначает характер этой связи. Отношения могут связывать не только два объекта, но и объект с множеством объектов или два множества.

Любые отношения между объектами можно наглядно описать с помощью схемы отношений. Объекты на схеме отношений могут быть изображены кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д. Связи между объектами могут быть изображены линиями или стрелками.

Вопросы и задания

1.      Назовите имя отношения в каждом приведенном предложении. Какое имя можно будет дать отношению, если имена объектов в предложении поменять местами? В каких парах имя отношения при этом не изменится?

   

а) Колобок поет песню Лисе.  

б) Конек-Горбунок помогает Ивану.

в) В Москве есть Манежная площадь.

г) Пилюлькин лечит Сиропчика.

д) Страшила путешествует вместе с Элли.

      

2.      Для каждой пары объектов укажите соответствующее отношение. Выберите правильный ответ из следующих вариантов:

маркированный список

 «входит в состав»;

маркированный список

«является разновидностью»;

маркированный список

«является элементом множества».

Пианино и музыкальный инструмент

Процессор и системный блок

Новосибирск и город

Лазерный диск и информационный носитель

Бабочка и насекомое

Восьмиклассник и ученик

Байкал и озеро

3.      Какую связь отражает каждая схема отношений на рис. 3-7? Выберите правильный ответ из следующих вариантов:

     «является разновидностью»;

     «входит в состав»;

     «является условием (причиной)»;

     « предшествует».

3

6

4

5

 

Содержание1.2. Начало4.5.6.7.8.