элективный курс химия

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ СОШ № 3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Реакции в химии»
для обучающихся 10-11 классов

Двуреченск

Рабочая программа элективного курса «Реакции в химии» для 10-11
классов

составлена

образовательного

на

стандарта

основе

Федерального

среднего

общего

государственного

образования,

примерной

программы «Химия» к УМК под редакцией Афанасьева М. Н. для предметной
линии учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия.
11 класс» базовый уровень, Просвещение, 2020 год и основной рабочей
программы среднего общего образования.
Рабочая программа элективного курса создана для углубления знаний
курса органической и неорганической химии в 10 и 11 классе.
На изучение элективного курса «Реакции в органической химии»
отводится 1 час в неделю в 10 классе (34 учебных недели) и 1 час в неделю в 11
классе (34 учебных недели) – всего за два года обучения 68 часов.

Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностные:
1. в

ценностно-ориентационной

гражданской

идентичности,

сфере

—

патриотизма,

осознание
чувства

российской
гордости

за

российскую химическую науку;
2. в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательной траектории или трудовой деятельности;
3. в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение
управлять

своей

познавательной

деятельностью,

готовность

и

способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
4. в сфере сбережения здоровья — принятие и реализация ценностей
здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек

(курения, употребления алкоголя и наркотиков) на основе знаний о
токсическом и наркотическом действии веществ.
Метапредметные:
1. использование умений и навыков различных видов познавательной
деятельности,

применение

основных

методов

познания

(системноинформационный анализ, наблюдение, измерение, проведение
эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для
изучения различных сторон окружающей действительности;
2. владение основными интеллектуальными операциями (формулировка
гипотез, анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и
конкретизация, выявление причинно-следственных связей и поиск
аналогов);
3. познание объектов окружающего мира от общего через особенное к
единичному;
4. умение выдвигать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;
5. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике;
6. использование различных источников для получения химической
информации,

понимание

зависимости

содержания

и

формы

представления информации от целей коммуникации и адресата;
7. умение

продуктивно

совместной

общаться

деятельности,

и

взаимодействовать

учитывать

позиции

в

других

процессе
участников

деятельности, эффективно разрешать конфликты;
8. готовность

и

способность

информационнопознавательной

к

деятельности,

самостоятельной
включая

умение

ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;

9. умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
10.владение языковыми средствами, в том числе и языком химии — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические
знаки, формулы и уравнения).
Предметные:
Выпускник научится:
1. сформировывать представления о месте химии в современной научной
картине мира; понимать роли химии в формировании кругозора и
функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2. владеть

основополагающими

химическими

понятиями,

теориями,

законами и закономерностями; уверенно пользоваться химической
терминологией и символикой;
3. владеть основными методами научного познания, используемыми в
химии:

наблюдение,

описание,

измерение,

эксперимент;

умение

обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать
выводы; готовность и способность применять методы познания при
решении практических задач;
4. давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим
формулам и уравнениям;
5. владеть правилами техники безопасности при использовании химических
веществ;
6. сформировывать собственную позицию по отношению к химической
информации, получаемой из разных источников;
7. для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья владеть
основными доступными методами научного познания.

Выпускник получит возможность научиться:
 использовать методы научного познания при выполнении проектов и
учебно-исследовательских задач химической тематики;
 прогнозировать строение и свойства незнакомых неорганических и
органических веществ на основе аналогии;
 прогнозировать течение химических процессов в зависимости от условий
их протекания и предлагать способы управления этими процессами;
 устанавливать взаимосвязи химии с предметами гуманитарного цикла
(языком, литературой, мировой художественной культурой);
 раскрывать

роль

химических

знаний

в

будущей

практической

деятельности;
 раскрывать роль химических знаний в формировании индивидуальной
образовательной траектории;
 прогнозировать способность неорганических и органических веществ
проявлять окислительные и/или восстановительные свойства с учётом
степеней окисления элементов, образующих их;
 аргументировать единство мира веществ установлением генетической
связи между неорганическими и органическими веществами;
 владеть химическим языком для обогащения словарного запаса и
развития речи;
 характеризовать становление научной теории на примере открытия
Периодического закона и теории химического строения органических
веществ;
 критически относиться к псевдонаучной химической информации,
получаемой из разных источников;
 понимать

глобальные

проблемы,

стоящие

перед

человечеством

(экологические, энергетические, сырьевые), и предлагать пути их
решения, в том числе и с помощью химии.

Содержание элективного курса
10 класс
Предмет

органической

химии.

Теория

строения

органических

соединений А. М. Бутлерова (4 ч.).
Предмет органической химии. Изомерия и изомеры в органической
химии. Основные положения теории А. М. Бутлерова.
Состояние

электронов

в

атоме.

Возбужденное

состояние

атома.

Электронная природа химических связей в органических соединениях. Типы
связей в органических соединениях.
Демонстрации.

Модели

(шаростержневые

и

объемные)

молекул

органических соединений разных классов. Определение элементарного состава
органических соединений.
Лабораторные работы. Качественное определение углерода, водорода и
хлора в органических веществах.
Практические работы. Решение задач на вывод химических формул
органических соединений.
Углеводороды и их природные источники (9 ч.).
Алканы. Определение. Гомологический ряд алканов и их общая формула.
Электронное и пространственное строение алканов. Изомерия и номенклатура.
Алкены. Этилен и его гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия и
номенклатура. Получение. Химические свойства алкенов и их применение.
Правило Марковникова.
Алкадиены. Каучуки. Гомологический ряд алкадиенов. Номенклатура и
изомерия алкадиенов. Реакция Лебедева. Бутадиен-1,3 и изопрен – важнейши
представители алкадиенов. Химические свойства алкадиенов.
Алкины. Изомерия и номенклатура. Общая формула алкинов. Получение
и применение ацетилена. Химические свойства алкинов и их примение.
Реакция Кучерова.

Арены. Бензол: его строение, некоторые физические и химические
свойства. Получение и применение. Генетическая связь ароматических
углеводоров с другими классами углеводоров.
Природные источники и переработка углеводоров. Природный газ.
Состав природного газа. Нахождение природного газа в природе. Нефть и
способы её переработки. Попутный нефтяной газ, его состав и фракции.
Октановое число. Каменный уголь и его переработка. Ископаемый уголь.
Преимущества природных источников углеводоров как топлива.
Демонстрации. Коллекции «Нефть и нефтепродукты», «Каменный уголь
и продукты его переработки», «Каучуки». Схема добычи нефти и ее
переработки.
Лабораторные работы. Получение этилена и изучение его свойств.
Кислородсодержащие органические соединения (11 ч.).
Одноатомные
Гомологический

спирты.

ряд

Общая

предельных

формула.

Функциональная

одноатомных

спиртов.

группа.

Изомерия

и

номенклатура. Химические свойства спиртов. Применение одноатомных
спиртов. Действие метилового и этилового спиртов на организм человека.
Многоатомные

спирты.

Этиленгликоль.

Глицерин.

Качественное

обнаружение многоатомных спиртов.
Фенол.

Строение,

получение,

свойства

и

применение

фенола.

Качественные реакции на фенол. Генетическая связь спиртов и фенола с
другими углеводородами.
Альдегиды и кетоны. Формальдегид и ацетальдегид – важнейшие
представители альдегидов. Химические свойства и качественные реакции на
альдегиды. Ацетон – представитель кетонов. Применение ацетона. Химические
свойства и качественные реакции на кетоны.
Карбоновые кислоты. Предельные одноосновные карбоновые кислоты, их
гомологический
карбоновых

ряд.

кислот.

Получение
Высшие

и

применение.

карбоновые

применение высших карбоновых кислот.

Химические

кислоты.

свойства

Представление

и

Сложные эфиры и жиры. Получение. Жиры, их состав и гидролиз.
Растительные и животные жиры. Непредельность растительных жиров. Мыла.
Получение мылов.
Углеводы. Моно-, ди- и олигосахариды. Полисахариды: крахмал и
целлюлоза. Получение углеводов. Значение углеводов для живого организма.
Генетическая связь между классами органических соединений. Типы
химических реакций в органической химии.
Лабораторные и практические работы. Свойства одноатомных и
многоатомных спиртов. Химические свойства глюкозы и качественное
определение. Гидролиз сахарозы. Качественные реакции для обнаружения
углеводов. Решение задач на определение массовой доли выхода продукта от
теоретически возможного.
Азотсодержащие органические соединения (7 ч.).
Амины. Строение и свойства. Гомологический ряд. Гетероциклические
соединения.

Изомерия

и

номенклатура.

Получение.

Реакция

Зинина.

Применение.
Аминокислоты и белки. Аминокислоты – амфотерные органические
соединения. Пептидная связь. Белки – природные полимеры. Биологические
функции белков в живом организме.
Демонстрации. Цветные реакции на белки.
Лабораторная работа. Исследование свойств белков. Обнаружение
белков в живых организмах.
Практическая работа. Идентификация органических соединений.
Органическая химия, человек и природа (3 ч.).
Органическая химия и здоровье. Органическая химия и биология.
Органическая химия и экология.
Подготовка к итоговой контрольной работе. Повторение.
Практические работы. Решение задач по темам курса органической
химии.

11 класс
Повторение курса химии 10 класса.
Состав вещества (8 ч.).
Основные сведения о строении атома. Изотопы. Химический элемент.
Основное и возбужденные состояния атома.
Законы сохранения массы и энергии в химии.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Периодический закон Д. И. Менделеева. Валентные электроны. Распределение
электронов в атомах элементов больших и малых периодов. Семейства
химических элементов. Положение в периодической системе водорода,
лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.
Химическая связь. Типы химической связи. Ковалентная и металлическая
связи. Механизмы образования ковалентной связи. Водородная связь и ее
значение в природе и в организме. Ионная химическая связь. Ионы простые и
сложные. Катионы и анионы.
Строение кристаллов. Кристаллические решетки. Типы кристаллических
решеток.
Дисперсные

системы.

Дисперсные

системы:

дисперсная

фаза

и

дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем по агрегатному
состоянию и по размеру частиц фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии,
суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: золи и гели. Синерезис и
коагуляция.
Демонстрации. Различные формы Периодической системы химических
элементов Д. И. Менделеева. Модель кристаллической решётки хлорида натрия.
Образцы минералов с ионной кристаллической решёткой: кальцита, галита,
модели кристаллических решёток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита
(или кварца). Модель молярного объёма газа. Образцы различных дисперсных
систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей.
Химические реакции (11 ч.).

Классификация химических реакций. Признаки химической реакции.
Реакции без изменения состава вещества. Классификация реакций по числу и
составу реагентов и продуктов. Классификация реакций по тепловому эффекту.
Термохимические уравнения реакций.
Скорость химических реакций. Скорость химической реакции и факторы
ее зависимости. Катализ. Ферменты. Ингибиторы. Механизм каталитической
реакции.
Химическое равновесие и способы его смещения. Обратимые реакции.
Гидролиз. Гидролиз солей и органических соединений. Значение
гидролиза в биологических обменных процессах.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Окисление и восстановление. Метод электронного баланса.
Электролиз.

Электролиз

расплавов.

Электролиз

растворов.

Гальванический элемент.
Демонстрации. Экзо- (глицерин и марганцовка) и эндотермические
реакции (обнаружение белка). Простейшие окислительно-восстановительные
реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом
меди(П). Модель электролизёра. Модель электролизной ванны для получения
алюминия. Строение примитивного гальванического элемента.
Лабораторные работы. Исследование влияния различных факторов на
скорость химической реакции.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме
«Химическая реакция».
Неорганическая химия. Металлы (8 ч.).
Металлы. Общий обзор металлических элементов А- и Б- групп.
Представители металлов: медь, цинк, титан, хром, железо, никель и платина.
Положение в периодической системе химических элементов, свойства и
применение. Оксиды и гидроксиды металлов, их классификация, номенклатура,
свойства и применение.

Демонстрации. Коллекции металлов. Показ видеофрагментов реакции
металлов с водой.
Лабораторные работы. Получение нерастворимого гидроксида и его
взаимодействие с кислотой.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме
«Металлы».
Неорганическая химия. Неметаллы (6 ч.).
Неметаллы. Благородные газы. Свойства и применение важнейших
неметаллов. Кислоты. Классификация и номенклатура кислот. Химические
свойства

кислот.

Окислительные

свойства

серной

и

азотной

кислот.

Водородные соединения неметаллов.
Соли. Классификация солей. Общие химические свойства солей.
Жёсткость воды и способы её устранения. Переход карбоната в гидрокарбонат
и обратно.
Демонстрации.

Коллекция

неметаллов.

концентрированной азотной кислоты с медью.

Взаимодействие

Тематическое планирование 10 класс.
№ Тема
Основное содержание
п/п
Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А. М.
Бутлерова (4 ч.).
1
Предмет органической химии.
Предмет органической химии. Изомерия и
изомеры в органической химии. Основные
положения теории А. М. Бутлерова.
2
Лабораторная работа. Качественное
определение углерода, водорода и
хлора в органических веществах.
3
Состояние электронов в атоме. Типы Состояние электронов в атоме.
связей в органической химии.
Возбужденное состояние атома.
Электронная природа химических связей в
органических соединениях. Типы связей в
органических соединениях.
4
Практические работы. Решение
задач на вывод химических формул
органических соединений.
Углеводороды и их природные источники (9 ч.).
5
Алканы.
Определение. Гомологический ряд алканов
и их общая формула. Электронное и
пространственное строение алканов.
Изомерия и номенклатура.
6
Алкены.
Этилен и его гомологический ряд.
Номенклатура. Изомерия и номенклатура.
Получение. Химические свойства алкенов
и их применение. Правило Марковникова.
7
Лабораторная работа. Получение
этилена и изучение его свойств
8
Алкадиены.
Каучуки. Гомологический ряд алкадиенов.
Номенклатура и изомерия алкадиенов.
Реакция Лебедева. Бутадиен-1,3 и изопрен
– важнейши представители алкадиенов.
Химические свойства алкадиенов.
9
Алкины.
Изомерия и номенклатура. Общая формула
алкинов. Получение и применение
ацетилена. Химические свойства алкинов
и их примение. Реакция Кучерова.
10 Арены.
Бензол: его строение, некоторые
физические и химические свойства.
Получение и применение.
11 Генетическая связь ароматических
Генетическая связь ароматических
углеводоров с другими классами
углеводоров с другими классами
углеводоров.
углеводоров.
12- Природные источники и переработка Природный газ. Состав природного газа.
13. углеводоров.
Нахождение природного газа в природе.
Нефть и способы её переработки.
Попутный нефтяной газ, его состав и

14

15
16
17

18

19

20

21

22

23

фракции. Октановое число. Каменный
уголь и его переработка. Ископаемый
уголь. Преимущества природных
источников углеводоров как топлива.
Кислородсодержащие органические соединения (11 ч.).
Одноатомные спирты.
Общая формула. Функциональная группа.
Гомологический ряд предельных
одноатомных спиртов. Изомерия и
номенклатура. Химические свойства
спиртов. Применение одноатомных
спиртов. Действие метилового и этилового
спиртов на организм человека.
Многоатомные спирты.
Этиленгликоль. Глицерин. Качественное
обнаружение многоатомных спиртов.
Лабораторная работа. Свойства
одноатомных и многоатомных
спиртов.
Фенол.
Строение, получение, свойства и
применение фенола. Качественные
реакции на фенол. Генетическая связь
спиртов и фенола с другими
углеводородами.
Альдегиды и кетоны.
Формальдегид и ацетальдегид –
важнейшие представители альдегидов.
Химические свойства и качественные
реакции на альдегиды. Ацетон –
представитель кетонов. Применение
ацетона. Химические свойства и
качественные реакции на кетоны.
Карбоновые кислоты.
Предельные одноосновные карбоновые
кислоты, их гомологический ряд.
Получение и применение. Химические
свойства карбоновых кислот. Высшие
карбоновые кислоты. Представление и
применение высших карбоновых кислот.
Сложные эфиры и жиры.
Получение. Жиры, их состав и гидролиз.
Растительные и животные жиры.
Непредельность растительных жиров.
Мыла. Получение мылов.
Углеводы.
Моно-, ди- и олигосахариды.
Полисахариды: крахмал и целлюлоза.
Получение углеводов. Значение углеводов
для живого организма.
Лабораторная работа. Химические
свойства глюкозы и качественное
определение. Гидролиз сахарозы.
Качественные реакции для
обнаружения углеводов.
Генетическая связь между классами
Решение экспериментальных задач по теме
органических соединений. Типы
«Генетическая связь между классами
химических реакций в органической органических соединений».
химии.
Классификация химических реакций в

24

25
26
27
28
29
30
31

32

33
34

органической химии.
Практическая работа. Решение
задач на определение массовой доли
выхода продукта от теоретически
возможного.
Азотсодержащие органические соединения (7 ч.).
Амины.
Амины. Строение и свойства.
Гетероциклические соединения.
Аминокислоты.
Аминокислоты – амфотерные
органические соединения. Пептидная
связь.
Белки.
Белки – природные полимеры.
Практическая работа. Исследование Цветные реакции на белки.
свойств белков.
Биологические функции белков в
Основные функции и значение белков в
живом организме.
природе и живом организме.
Лабораторная работа. Обнаружение Качественные реакции на белки.
белков в живых организмах.
Практическая работа.
Качественные реакции на органические
Идентификация органических
соединения.
соединений.
Органическая химия, человек и природа (3 ч.).
Органическая химия и здоровье.
Лекарства, ферменты, витамины, гормоны,
Органическая химия и биология.
минеральные воды. Проблемы, связанные
Органическая химия и экология.
с применением лекарственных препаратов.
Вредные привычки и факторы,
разрушающие здоровье (курение,
употребление алкоголя, наркомания).
Рациональное питание. Химическое
загрязнение окружающей среды и его
последствия. Охрана гидросферы, почвы,
атмосферы, флоры и фауны от
химического загрязнения.
Подготовка к итоговой контрольной
Повторение тем курса органической
работе. Повторение.
химии. Решение задач.
Практическая работа. Решение
Решение задач по темам курса
задач по темам курса органической
органической химии.
химии.

Тематическое планирование 11 класс.
1
2
3
4

Повторение курса химии 10 класса.
Состав вещества (8 ч.).
Строение атома.
Основные сведения о строении атома.
Изотопы. Химический элемент. Основное и
возбужденные состояния атома.
Законы сохранения массы и энергии Законы сохранения массы и энергии в химии.
в химии.
Периодическая система химических Периодическая
система
химических
элементов.
элементов Д. И. Менделеева. Периодический
закон Д. И. Менделеева.

5

6

Валентные
электроны.
Распределение электронов в атомах
элементов
больших
и
малых
периодов.
Семейства химических элементов.

Валентные
электроны.
Распределение
электронов в атомах элементов больших и
малых периодов.

Семейства
химических
элементов.
Положение в периодической системе
водорода, лантаноидов, актиноидов и
искусственно полученных элементов.
7
Химическая связь. Типы химической Химическая связь. Типы химической связи.
связи.
Ковалентная
и
металлическая
связи.
Механизмы образования ковалентной связи.
Водородная связь и ее значение в природе и в
организме. Ионная химическая связь. Ионы
простые и сложные. Катионы и анионы.
8
Кристаллические решетки.
Строение кристаллов. Кристаллические
решетки. Типы кристаллических решеток.
9
Дисперсные системы.
Дисперсные системы. Дисперсные системы:
дисперсная фаза и дисперсионная среда.
Классификация дисперсных систем по
агрегатному состоянию и по размеру частиц
фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии,
суспензии,
аэрозоли.
Тонкодисперсные
системы: золи и гели. Синерезис и
коагуляция.
Химические реакции (11 ч.).
10- Классификация химических реакций. Классификация
химических
реакций.
11 Признаки химической реакции.
Признаки химической реакции. Реакции без
изменения состава вещества. Классификация
реакций по числу и составу реагентов и
продуктов. Классификация реакций по
тепловому
эффекту.
Термохимические
уравнения реакций.
12 Скорость химических реакций.
Скорость химических реакций. Скорость
химической реакции и факторы ее
зависимости.
13 Катализ.
Катализ. Ферменты. Ингибиторы. Механизм
каталитической реакции.
14 Химическое равновесие и способы Химическое равновесие и способы его
его смещения.
смещения. Обратимые реакции.
15 Лабораторная работа.
Исследование влияния различных
факторов на скорость химической
реакции.
16 Гидролиз.
Гидролиз. Гидролиз солей и органических
соединений.
Значение
гидролиза
в
биологических обменных процессах.
17 Окислительно-восстановительные
Окислительно-восстановительные реакции.
реакции.
Окислитель и восстановитель. Окисление и
восстановление.
18 Метод электронного баланса.
Метод электронного баланса.
19 Электролиз.
Электролиз.
Электролиз
расплавов.
Электролиз
растворов.
Гальванический

20

21
22
23
24
25
26
27
28

29
30
31

32
33
34

элемент.
Практическая работа. Решение
Решение экспериментальных задач по теме
экспериментальных задач по теме
«Химическая реакция».
«Химическая реакция».
Неорганическая химия. Металлы (8 ч.).
Металлы.
Металлы. Общий обзор металлических
элементов А- и Б- групп.
Медь.
Представители металлов: медь, цинк, титан,
хром, железо, никель и платина. Положение в
Цинк.
периодической
системе
химических
Титан и хром.
элементов, свойства и применение.
Железо, никель, платина.
Оксиды и гидроксиды металлов.
Оксиды и гидроксиды металлов, их
классификация, номенклатура, свойства и
применение.
Лабораторная работа. Получение
нерастворимого гидроксида и его
взаимодействие с кислотой.
Практическая работа. Решение Решение экспериментальных задач по теме
экспериментальных задач по теме «Металлы».
«Металлы».
Неорганическая химия. Неметаллы (6 ч.).
Неметаллы. Благородные газы.
Неметаллы. Благородные газы. Свойства и
применение важнейших неметаллов.
Кислоты. Водородные соединения Кислоты. Классификация и номенклатура
неметаллов.
кислот. Химические свойства кислот.
Окислительные свойства серной и Окислительные свойства концентрированной
азотной кислот.
серной кислоты. Окислительные свойства
концентрированной и разбавленной азотной
кислоты. Оксилительно-восстановительные
реакции с участием серной и азотной кислот.
Соли.
Соли.
Классификация
солей.
Общие
химические свойства солей.
Жёсткость воды и способы её Жёсткость воды и способы её устранения.
устранения.
Переход карбоната в гидрокарбонат и
обратно.
Повторение курса химии 11 класс
Урок закрепления и коррекции полученных
знаний.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».