Описание Основной образовательной программы
начального общего образования
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Двуреченск
Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП
НОО) МАОУ СОШ № 3 п. Двуреченск разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее — ФГОС НОО) к структуре основной образовательной программы,
определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательной деятельности при получении начального общего образования. При
разработке ООП НОО учтены материалы, полученные в ходе реализации Федеральных
целевых программ развития образования последних лет.
ООП НОО разработана МАОУ СОШ № 3 п. Двуреченск, имеющей государственную
аккредитацию, с учётом типа этой организации, а также образовательных потребностей и
запросов участников образовательных отношений.
Содержание основной образовательной программы содержит три основных раздела:
целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает:
–
пояснительную записку;
–
планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы;
–
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего
образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение
личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
–
программу формирования универсальных учебных действий у
обучающихся;
–
программы отдельных учебных предметов, курсов;
–
программу духовнонравственного развития, воспитания обучающихся;
–
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни;
–
программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной
деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной
программы.
Организационный раздел включает:
–
учебный план начального общего образования;
–
план внеурочной деятельности;
–
календарный учебный график;
–
систему условий реализации основной образовательной программы в
соответствии с требованиями ФГОС НОО.
МАОУ СОШ №3 реализует основную образовательную программу начального
общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных
представителей) как участников образовательных отношений:
–
с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление
образовательной деятельности школы;
–
с их правами и обязанностями в части формирования и реализации
основной образовательной программы начального общего образования, установленными
законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части,
касающейся участия в формировании обеспечения освоения всеми детьми основной
образовательной программы, закреплены в заключённом между ними и МАОУ СОШ №3
договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты
освоения основной образовательной программы.
Цель реализации основной образовательной программы начального общего
образования — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО.
Достижение поставленной цели и реализации МАОУ СОШ № 3 п. Двуреченск
основной образовательной программы начального общего образования предусматривает
решение следующих основных задач:
–
формирование общей культуры, духовнонравственное,
гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья;
–
обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых
установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
–
становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости;
–
обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
–
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с
ограниченными возможностями здоровья (далее-дети с ОВЗ);
–
обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;
–
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц,
проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков,
организацию общественно полезной деятельности;
–
организация интеллектуальных и творческих соревнований,
научнотехнического творчества и проектноисследовательской деятельности;
–
участие обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды;
–
использование в образовательной деятельности современных
образовательных технологий деятельностного типа;
–
предоставление обучающимся возможности для эффективной
самостоятельной работы;
–
включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды поселка.
В основе реализации основной образовательной программы лежит
системнодеятельностный подход, который предполагает:
–
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога
культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и
поликонфессионального состава;
–
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на
основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути
и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и
познавательного развития обучающихся;
–
ориентацию на достижение цели и основного результата образования —
развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира;
–
признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей
личностного и социального развития обучающихся;
–
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при
определении образовательновоспитательных целей и путей их достижения;
–
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего и профессионального образования;
–
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и
индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших
выдающиеся способности, и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны
ближайшего развития.
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей уровня
начального общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Срок получения начального общего образования составляет четыре года, а для инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным
основным образовательным программам начального общего образования, независимо от
применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с
действующими санитарными нормами. В МАОУ СОШ № 3 соблюдены нормативы
максимальной учебной аудиторной нагрузки обучающихся, определенные учебным
планом и СанПиН. С целью предотвращения перегрузки определен объем обязательных
домашних заданий с учетом требований СанПиН.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации
требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу. Они представляют собой систему обобщенных личностноориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и
конкретизацию в целях определения и выявления всех составляющих планируемого
результата, подлежащих формированию и оценке.
Планируемые результаты:
обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и
системой оценки результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание
личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной
программы с учетом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики
учащихся и требований, предъявляемых системой оценки;
являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных
предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки
качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального
общего образования.
Реализация программы осуществляется на основе УМК «Школа России»,
обеспечивающего достижение требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования (далее — система оценки)
представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС НОО к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает
вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки
подготовки выпускников на уровне начального общего образования выступают
планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для
каждой программы, предмета, курса.
При оценке результатов деятельности образовательных организаций и работников
образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой
выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы,
составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит
возможность научиться» для каждой учебной программы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования предполагает
комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку
достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных,
метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО предоставление и использование
персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой
оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и
использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о
достигаемых обучающимися образовательных результатах.
Интерпретация результатов оценки ведётся на основе контекстной информации об
условиях и особенностях деятельности субъектов образовательных отношений. В
частности, итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и
динамики образовательных достижений.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых
результатов и инструментарию для оценки их достижения. В процессе оценки
используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга
(стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы,
творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). Один из инструментов
для оценки динамики образовательных достижений – портфель достижений
обучающегося. Портфель достижений — это не только форма оценивания, но и
действенное средство для решения ряда важных педагогических задач. Мониторинг
универсальных учебных действий ведется по программе, составленной на основе
методического пособия под редакцией А.Г. Асмолова «Как проектировать универсальные
учебные действия в начальной школе».
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)